среда, 20 февраля 2013 г.

Анализ случившегося 15.02.2013 с позиции форм и разновидностей культуры



После случившегося пропала сотовая связь, но зато остался интернет. Не прошло и часа, как в сети с набирающей обороты скоростью стала распространяться фраза "Ничего так не бодрит, как с утра метеорит". Вскоре начали появляться первые видеоролики, на которых запечатлено падение астероида и сила ударной волны. За день появилось более 20 различный комиксов, демотиваторов и прочих  шуточек различных форм про Челябинск. Десятки роликов было выложено на youtube, снятых с камер телефонов и видео-регистраторов.

Были  выдвинуты самые разные предположения об упавшем объекте, начиная с военного самолета и заканчивая НЛО. В основном  молодое поколение воспринимало это происшествие   с чувством юмора, которое  иногда проявлялось весьма своеобразно. Фотографии с надписями, сделанные  неизвестными распространителями, затрагивают ряд возможных направлений: политика, эзотерика, научная фантастика, компьютерные игры, стереотипы и т.д. Людей, "творящих" в таком стиле, можно отнести к определенной интернет-субкультуре. Интернет дает возможность каждому выразить себя индивидуально в глобальном информационном пространстве. Творцы сетевой культуры представляют свои идеи и  мысли вышеупомянутым способом. Чаще всего, мы не знаем, кто является создателем того или иного мема,  комикса и т.п. Авторы остаются в тени, часть из них можно назвать анонимными.

И вот передо мной встал вопрос: "А к какому виду культуры относится творчество такого рода? К массовой, народной, или даже элитарной?" Прежде чем ответить на этот вопрос, предлагаю разобраться в свойствах каждого вида культуры, выделяя некоторые особенности и опираясь на них.

Начну с элитарной культуры. Ознакомленные с этим понятием, наверное, думают, что оно здесь не уместно. И это верная мысль. Элитарная или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Творения, представленные в этом сообщении, явно не являются таковыми. 

Понятие народной культуры характеризуется происхождением в ходе повседневной трудовой деятельности и обыденной жизни. Ее важнейшей чертой является отсутствие автора, анонимность. Например, нам неизвестны авторы былин и пословиц, изобретатели топора, колеса. К составляющим народной культуры относятся: смыслы, идеи, ценности, представления, знания, верования, образ жизни, художественное творчество и пр. И еще одно немаловажное обстоятельство: народная культура передается из поколения в поколение.

Массовая культура - термин, используемый в современной культурологии для обозначения специфической разновидности духовного производства, ориентированного на массового потребителя. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Основные особенности массовой культуры: общедоступность, тиражируемость, пассивность восприятия и коммерческий характер.

Сложно определить, к какому из видов культуры относится обсуждаемое нами сетевое творчество. И в массовой, и  в народной культурах есть свои подходящие и неподходящие  под описание черты. 

Чтобы разобраться в поставленном вопросе, хочу заострить внимание на том, что Интернет - это виртуальный социум, это обособленный мир, но тесно связанный с нашим. Появление Интернета - это не просто событие в культуре, это глобальное изменение в ней. Создание Интернета сопоставимо с изобретением письменности и книгопечатания. Как уже было сказано раннее, Интернет  позволяет выразить себя, подать свой голос в глобальном диалоге, влиять на голоса других или на общее звучание. Интернет породил "открытую" культуру, в которой национальные границы культуры размыты, языковые барьеры преодолены, а перегородки между наукой, искусством, образованием и т.п. разрушены.
Именно поэтому сложно понять, к какой из форм культуры относится Интернет-творчество.


Я начинала писать эту статью с уверенностью, что обсуждаемые нами картинки, фото и видео
принадлежат к народной форме культуры, наивно опираясь на анонимность, которая является одной из важнейших черт такой формы. Но копая глубже и с каждым разом убеждаясь, что все не так просто, мое мнение стало мне изменять. Для меня Интернет - это как природа, обособленная от нашего общества, но крепко взаимодействующая с нами, влияющая на наши взгляды и сознание, и мы "живем" в этой природе. Здесь свои правила и особенности, о которых нужно помнить. Начну с того, что  анонимность  - это норма. Каждая единица этого мира имеет полное право не раскрывать свою личность. Общаясь  с незнакомым человеком, находящимся на другом конце города, страны, земли, мы не всегда можем быть уверенны, настоящее ли имя указано у него на странице. Часто люди пишут  псевдонимы, клички.
 
Для массовой культуры обязателен коммерческий характер, но в сети эта граница практически размыта. По крайней мере, в России. Наша страна одна из самых крупных стран, в которой легко возможно распространение нелегальной музыки по всему миру. Например, сайт Вконтакте активно поддерживает нелегальные музыкальные композиции и видео файлы, что нарушает закон об авторских правах. Думаю, я могу справедливо сказать, что коммерцию в данном случае заменяет рейтинг, популярность, репутация. Это касается как различных пабликов, групп, так и страниц, блогов отдельных людей. Например, придя домой со школы 15 февраля, я закинула несколько фотографий и видео файлов в твиттер. За короткий промежуток времени того дня у меня резко прибавилось ретвитов и фолловеров. В тот же день были созданы страницы, посвященные этому метеориту, а разные группы Вконтакте использовали комиксы о метеорите, фотографии и пр. для своей раскрутки. Причем некоторые группы просто копировали у других информацию и присваивали себе. И это тоже считается нормой.  
Все это творение не несет особых художественных ценностей, и я глубоко сомневаюсь, что картинки такого рода будут передаваться нашим внукам. Как уже было описано, массовая культура мгновенно реагирует на новые происшествия, события, и тут же отражает их. Через каждые 3 страницы я видела на стене Вконтакте очередную фишку про метеорит, что свидетельствует об общедоступности. А тиражирование - это когда люди кликают мышкой на "поделиться с друзьями", "ретвитнуть", "добавить в избранное".
Теперь, суммируя все вышесказанное, я небезосновательно могу утверждать, что данный вид творчества относится к массовой культуре. Несмотря на мои первоначальные заблуждения об иллюстрировании этими примерами народной формы, попробовав раскрыть тему, я изменила свои мнение и взгляды.










Суммируя вышеперечисленное, я делаю 

2 комментария:

  1. Наталья, мне очень понравилась Ваша работа. И на это есть ряд причин.
    1) Начну с внешних. Несмотря на то, что работа написана единым сплошным текстом, без внутренних заголовков, я бы хотела отметить ее техническое качество. Текст отформатирован, картинки аккуратно размещены и, за счет обтекания картинок текстом, а также за счет пустых строк между абзацами (я бы еще в конце работы парочку разрывов вставила бы), длинный цельный текст не выглядит "глазоломно", читается легко.

    2) Теперь о внутренних достоинствах работы, то есть, о ее содержании. Это сильно. Правда. Вот я читаю Ваши рассуждения о сложности отнесения интернет-творчества о метеорите к массовой и народной культуре, и у меня такие чувства возникают, словно Вы ко мне в мозг залезли :) Потому, что Вы рассуждаете точно так же, как рассуждала я, когда выстраивала задание! Вот прямо на одной волне! Вы даже глубже в каких-то моментах, правда-правда. Очень здорово там, где про анонимность и мобильность современных форм коммуникации в интернете.
    В общем, Вы молодец!

    P.S. А капча Вам в блоге зачем?

    ОтветитьУдалить
  2. Да, действительно круто.
    плюсую :)

    ОтветитьУдалить